«Весь мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры. То, что мы видим, всего лишь иллюзия, лишь мы, артисты, реальны в этом мире. Все люди – наше сырьё. Мы вносим смысл в их существование. Мы берём их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаём из них красоту, их жизненное назначение - быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения.
Они инструменты, на которых мы играем, а для чего нужен инструмент, если на нём некому играть? Говорят, что мы не существуем, Как раз наоборот, только мы и существуем. Они тени, мы вкладываем в них телесное содержание. Мы – символы всей этой беспорядочной, бесцельной борьбы, которая называется жизнью, а только символ реален.
Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность».
Уильям Сомерсет Моэм «Театр»
Все о театре
Русский драматический театр: Энциклопедия / под общ. Ред. М.И.Андреева, Э.Н.Звенигородской, А.В.Мартыновой и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 568 с.: ил.
Книга посвящена истории и сегодняшнему дню театра России. Энциклопедия включает статьи об актерах, режиссерах, художниках, театральных деятелях и исследователях театрального искусства, о русских драматических театрах в России и на территории бывшего СССР, об основных театральных учебных заведениях, учреждениях, организациях и специальных периодических изданиях. Издание снабжено богатым иллюстративным материалом.
Это первое справочное издание после выпуска пятитомной «Театральной энциклопедии». В распоряжении читателя наряду с частично переработанными и дополненными сведениями впервые оказывается обширный справочный материал о людях и явлениях, определивших лицо русского драматического театра последней трети ХХ века.
Пави, Патрис Словарь о театре / П.Паве; пер. с фр.под ред. К.Разлогова. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.: ил.
Словарь Пави является значительным достижением науки о театре и переведен на ряд европейских языков. Такой словарь не просто опись понятий, касающихся только одного театра, но он имеет отношение ко всем гуманитарным наукам.
В словаре около 700 основных театроведческих понятий о современном театральном процессе, а также обширный библиографический материал по проблемам искусства театра.
Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Д.Р.Брауна; пер. с англ.- М.: БММ АО, 1999. – 582 с.: ил.
Эта книга рассказывает историю театра от его разнородных начал до сегодняшнего дня, отдавая дань восторга его величайшим достижениям. « Театр дает сиюминутное переживание, создаваемое людьми, живущими в нашем специфическом мире, но оно также оплетает нас плотным клубком нитей прошлого. Все главы этой книги написаны как для того, чтобы увековечить былое, так и для того, чтобы мы чаще ходили в театр, больше читали и изучали его» - пишет Джон Рассел Браун во введении.
«Иллюстрированная история мирового театра» является незаменимым справочным изданием для студентов, преподавателей, театральных деятелей и всех любителей театра. Издание щедро снабжено цветными и черно-белыми иллюстрациями, детальной хронологической таблицей и рекомендациями для дальнейшего чтения.
Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение. – М.: педагогика, 1989. – 416 с.: ил.
Словарь рассказывает об истории развития театра, эстрады, кино и телевидения, об особенностях художественного языка, о выдающихся артистах, режиссерах, драматургах, о наиболее известных театрах мира и о многом другом. Особое место в книге отведено истории русского театра – от Щепкина и Мочалова до Станиславского и Немирович-Данченко, от Пушкина и Гоголя до Чехова и Горького.
В словаре более 120 статей, расположенных в алфавитном порядке. Имеется прекрасный алфавитный указатель.
Русский драматический …. Сквозь призму времени
Фольклорный театр / сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф.Некрыловой и Н.И.Савушкиной. – М.: Современник, 1988. – 476 с.: ил. – (Классическая б-ка «Современника».)
На протяжении XVIII – начала XX столетия русский фольклорный театр пользовался большой популярностью в широких народных массах. Вобрав в себя зрелищные формы фольклора, игры ряженых и скоморохов, а также школьный театр, фольклорный театр создал свой собственный театральный репертуар, такие своеобразные крупные памятники, как «Царь Максимилиан», «Лодка», театр Петрушки. Предлагаемый сборник впервые полно и во всем многообразии знакомит с сокровищами русской народной театральной культуры.
Русский драматический театр: учебник для ин-тов культуры, театральных и культурно-просветительных учебных заведений/ под ред. Б.Н.Асеева и А.Г.Образцовой. – М.: Просвещение, 1976. – 382 с.: ил.
В книге раскрывается история русского драматического искусства с глубокой древности и до 20-х годов XX века. Развитие театра прослеживается в хронологической последовательности, с выделением наиболее значимых периодов в истории страны и театрального искусства. Особую ценность данному изданию придает выделение в отдельные статьи и главы обзор творчества знаменитых театральных деятелей, актеров, режиссеров и драматургов.
Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века: учебник для театральных институтов / Асеев Б.Н.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Искусство, 1977. – 576 с.: ил.
Данная книга излагает историю русского театра от его начала до конца XVIIi века и может быть использована в качестве учебного пособия для театрального отделения. Это глубокое и подробное исследование данного периода русского театра, отличающееся большой содержательностью и тщательностью изложения материала.
История русского дореволюционного драматического театра: в 2-х ч.: Ч.1 От истоков до 1870-х годов / Белкин А.А., А.З. Лейн, Т.А.Прозорова и др.; под ред. Н.И.Эльяша. – М.: Просвещение, 1989. – 336 с.: ил.
Рассматривая театр как явление национальной культуры, авторы стремились определить его самобытные черты, обусловленные связью с народным творчеством, общественной мыслью и литературой. Освещая историко-театральный процесс, авторы обращают особое внимание на становление национальной драматургии и школы актерского мастерства, на то, как в каждом историческом периоде преломляются традиции народного театра в профессиональной театральной деятельности.
Самобытный русский театр развивался, не изолируясь от мировой театральной культуры. В данном издании прослеживаются связи русского театра с зарубежным искусством. Кроме того в книге дается анализ творчества писателей-драматургов и актеров данного периода.
Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века: Т.2 Вторая половина XIX века: учебник для высш. театр. учеб. Заведений / С.С.Данилов, М.Г.Португалова ; ред. А.З.Юфит.- Л.: Искусство, 1974. – 384 с.: ил.
Наряду с обзорными главами, в которых рассмотрены общие вопросы театральной жизни второй половины XIX века, издание содержит ряд монографических очерков о крупнейших драматургах и актерах, об Александрийском и Мариинском театрах, о частных театрах Москвы, Петербурга и провинции. Отдельно освещено декорационной искусство и театральное образование. Для удобства работы предусмотрены указатели: имен и названий.
«Театр – это вторая Родина»
К.С.Станиславский
Константин Сергеевич Алексеев – он вошел в историю русской театральной культуры под сценическим псевдонимом Станиславский – родился в 1863 году и умер накануне второй мировой войны в 1938. прожил жизнь не столь уж продолжительную, но такую насыщенную, богатую внутренним движением, духовным напряжением и внешними событиями, что ее хватило бы на сотню обычных биографий. Знаменитый реформатор сцены. Выдающийся артист, режиссер и теоретик. Организатор Московского Художественного театра, снискавшего мировую славу. Создатель универсальной системы воспитания актера. Авторитетный педагог, незаурядный литератор… Таковы очевидные заслуги замечательного сына России. В этом году ему – 170 лет.
Соловьева И.Н. К.С.СТАНИСЛАВСКИЙ / Соловьева И.Н.,Шитова В.В.; рецен. Мацкин А.П., Товстоногов Г.А. – М.: Искусство, 1985. – 167 с.: ил.- (Человек. События. Время ).
Уникальный альбом о жизни и творчестве К.С.Станиславского. книга иллюстрирована фотографиями, хранящимися в фондах РГБ, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея МХАТ им. М.Горького, а также в частной коллекции И.И.Станиславского.
Шестакова Н.А. Первый театр Станиславского / Шестакова Н.А.- М.: Искусство, 1998. – 191 с.:ил.
Книга Н.А.Шестаковой приглашает читателей в необычное, но увлекательнейшее путешествие по артистической юности К.С.Станиславского. благодаря занимательной манере изложения, живому красочному языку читатели станут как бы свидетелями создания домашнего театра Алексеевых, получившего название Алексеевского кружка, познакомится с членами этой замечательной, богатой дарованиями семьи, ее родными и друзьями, среди которых Мамонтовы, Поленовы, Якунчиковы, Миллиоти.
Подробно реконструируя спектакли Алексеевского кружка, поставленные юным Костей Алексеевым в 1877-1888 годах на сцене дома у Красных ворот в Москве и в театральном флигеле имения в Любимовке, автор стремится выявить то ценное, что вынес Станиславский из практики домашнего любительского театра и развил в своей последующей деятельности. Книга снабжена большим количеством иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Издание может быть использовано в качестве дополнительного чтения для театралов, а также для всех тех, кто любит театр.
Станиславский К.С. Мое гражданское служение России: Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек. / Станиславский К.С.; сост., вступ. Статья и коммент. М.Н.Любомудрова. - М.: Правда, 1990. – 656 с.
В сборник включены воспоминания Станиславского, воссоздающие общественную и художественную жизнь России рубежа 19-20 вв. Очерки-портреты замечательных современников, с которыми он дружил или встречался (А.Чехов, М.Горький, М.Митерлинк и др.), дневники и записные книжки.
Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра / сост. И авт. Примечаний С.В.Мелик-Захаров, Ш.Ш.Богатырев.- М.: Искусство, 1963. -279 с.: ил.
Уникальная книга. Ее выпустило издательство «Искусство» в связи со столетием со дня рождения К.С.Станиславского. в этом году мы отмечаем 170 лет со дня рождения. В сборник вошли статьи мемуарного характера. Вл.Немирович-Данченко, О.Л.Книпер-Чехова, В.И.Качалов, Л.М.Леонидов – это те, кто с первых лет существования Московского Художественного театра связали свою творческую жизнь со Станиславским. Читатель найдет в сборнике и высказывания Вс.Э.Мейерхольда, - их пути скрещивались неоднократно. Очень волнующие документы, свидетельствующие об отношении к Станиславскму Е.Б.Вахтангова, А.Д.Попова, А.Д.Дикого, С.Г.Бирман, воспоминания, которых опубликованы в сборнике являлись актерами МХТ и его первой студии, созданной Станиславским в 1913 году, первыми стали систематически изучать основы актерского мастерства по методу Станиславского.
В конце книги даны краткие сведения об авторах и указания на источники, по которым напечатаны тексты сборника.
Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского / Сибиряков Н.Н. – М.: Искусство, 1974. – 264 с.+ 24 л.ил.
Во многих странах созданы театральные школы, студии, институты сценического искусства, воспитывающие молодых актеров по системе Станиславского. Многие выдающиеся мастера зарубежного театра пишут о значении для их творчества открытий Станиславского. Книга Сибирякова основана на богатом фактическом материале, взятом из иностранных источников. Автор пишет об известных театральных деятелей США, Англии, Франции, Италии, Японии и пр., излагает их взгляды на сценическое искусство и систему Станиславского.
Театр писателей
Полякова Е. Театр Льва Толстого: Драматургия и опыты ее прочтения / Полякова Е.- М.: Искусство, 1978. – 344 с.+ 32 л.ил.
Настоящая книга посвящена драматургии Толстого и ее сценической истории. Автор анализирует процесс создания пьес писателем, их связь с социально-историческими явлениями, с эволюцией драматургии. Отдельное место отведено постановке пьес пера Толстого. Особое внимание автор обращает на этапные спектакли, поставленные на российской сцене.
Мацкин А.П. На темы Гоголя: Театральные очерки / Мацкин А.П.; послесл. Е.И.Поляковой.- М.: Искусство, 1984. – 375 с. + 16 л. ил.
Книга знакомит читателя с наиболее значительными гоголевскими спектаклями российского театра 20-х начала 30-х годов прошлого столетия. «Ревизором», поставленным К.С.Станиславским с М.Чеховым в роли Хлестакова и «Ревизором», поставленным В.Э.Мейерхольдом. это исследование, в котором широко использованы ранее не публиковавшиеся архивные материалы. Очень полезны и личные зрительские впечатления автора. В книге запечатлен процесс зарождения и воплощения творческого замысла и анализируется художественный результат работы, сценические образы, созданными авторами.
Достоевский и театр: сборник статей / сост. и общ. ред. А.А.Нинова. – Л.: Искусство, 1983. – 510 с.+ 1л. портр.
Более ста лет существует на русской сцене «театр Достоевского», и всегда вокруг него возникало немало споров. Авторы сборника – ученые и критики, видные театральные деятели – рассказывают о наиболее интересных проблемах и событиях, связанных с театральным освоением творчества великого русского писателя, о наиболее значительных теоретических и исторических проблемах, возникающих при оценке спектаклей «по Достоевскому».
Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре / Смелянский А.М.- М.: Искусство, 1986. – 384с.+ 16 л. ил.
Михаил Булгаков говорил, что проза и драматургия для него как правая и левая рука пианиста. Но, если о прозе автора «Мастера и Маргариты» написано довольно много, то театральная его судьба освещена еще недостаточно. Книга А.М.Смелянского рассматривает историю таких пьес, как «Дни Турбиных», «Бег», «Мольер», инсценировки «Мертвых душ» и их постановка на сцене МХАТ. Завершается книга анализом «Театрального романа», как бы подводящего итог взаимоотношениям Булгакова и Художественного театра.